"Ринпоче относился ко всем одинаковым образом. Если его приглашал король или министр, он отправлялся к нему. Если его приглашали бедные люди, он шел и к ним. Разъезжая по разным местам, он даже декламировал Мани или имена Будды, чтобы скот вдоль дороги смог это услышать. Когда кто-нибудь к нему приходил, не важно занимал ли он высокую позицию или нет, он никогда не заставлял их ждать, но принимал их сразу же. Хотя он относился ко всем одинаково, в своем сердце он в точности знал их внутренние чувства. Также не имело значения имеет кто-то в него веру или нет. Он часто говорил: "Кто бы ко мне не приходил, будь это сановник или бедняк, они приходят ко мне с надеждой получить некоторую пользу, поэтому не препятствуйте их встрече со мной. Я сделаю всё возможное, чтобы им помочь!" Позже, вследствие его возраста и здоровья, его помощники пресекли поток посетителей, но он не был этим доволен.
Дилго Кхьенце никогда не говорил и слова о своих достижениях, также я ни разу не видел упоминаний об этом в его трудах. На протяжении многих лет я провел много времени вместе с ним, и нет сомнений, что его ясновидение умов других людей было совершенно беспрепятственно. Не было ничего, чтобы он не знал. Это 100% так, вне зависимости, что вы сделали, благое или не благое, было совершенно невозможным утаить это от него. У людей, наподобие меня, которые совершают в основном неблагие поступки, чем больше они проводят с ним времени, тем больше возрастает их страх. Ринпоче никогда не указывал другим людям, если они сделали что-то не так, и не ругал их. И хотя он знал всё, что происходит, он оставался безмятежным.
Стать друзьями, завязать близкое знакомство с Ринпоче было не так просто. Если в обычной дружбе с ходом времени отношения становится все более легкими и гладкими, и вам никогда более не нужно переживать смущение и замешательство, то с ним с годами ваш страх становился все больше и больше и, в конечном итоге, вы становились практически парализованными страхом. Никто не знал, что он думает или что он действительно чувствует. Никто не знал был ли он доволен кем-то или нет. Он всегда выслушивал людей и соглашался, но при этом в любом деле следовал своей мудрости. Однако, иногда, если его пожелание не исполнялось или если мы пытались воспрепятствовать его пожеланию или увлечь его на какие-то другие позиции, как следствие возникали препятствия или данное дело оказывалось безуспешным.
До того, как у него начались проблемы с ногами, Ринпоче совершал обходы. В Калимпонге он даже несколько раз дошел пешком до города. Он имел обыкновение идти пешком от жилища Трулшика Ринпоче. Позже, у него возникали боли, даже если он ходил совсем немного, поэтому Ринпоче сидел там же, где спал. Он говорил, что у него проблема с ногамми, но все доктора говорили, что у него просто избыточный вес и недогруженность ног.
С годами я заметил, что его нрав и поведение изменились. В мою молодость, после утреннего подъема он сразу же отправлялся мыть и приводить в порядок свои волосы, одевался в свои Дхармические одеяния, часто сделанные из парчи, и садился выполнять свои ежедневные практики. Но в 1980 г. Ринпоче остался в течение четырех месяцев в ритрите в Пунцолинге, после чего он стал одеваться все проще и проще. Я полагаю, что было предсказание, что Кхьенце Чокьи Лодро станет на голое тело носить костяные украшения подобно Херуке. В поздней части своей жизни, в качестве благоприятного совпадения, наш Кхьенце Ринпоче большую часть времени ходил с обнаженным торсом и носил два маленьких костяных украшения, о которых он говорил: "Это мое йогическое одеяние".
Даже когда люди снимали его на фото или видео, он все равно ничего выше талии не одевал. Однажды, когда пришли с визитом некоторые сановники, Шечен Рабджам попытался прикрыть грудь Ринпоче рубашкой, но он снова её снял. Во время его последних визитов в Тибет, десятки тысяч люди ждали вдоль дорог, чтобы поприветствовать его, монахи организовались в традиционную процессию, сопровождение из сотни всадников в официальных одеждах, и все равно Ринпоче прошел мимо процессии с обнаженной грудью. Также с обнаженной грудью он посетил монастыри Дзогчен, Шечен, Пейюл и Каток, несмотря на большую высоту и холодную погоду. Когда же мы попросили его надеть рубашку или шаль, он ответил: "Если вы не замолчите, я сниму еще и юбку!"
Дилго Кхьенце всегда носил ожерелье из камней зи и другие украшения. Один или два из этих украшений были от Гуру Ринпоче и Еше Цогьял, из терма, открытых Джамьянг Кхьенце Вангпо, а некоторые из драгоценных камней были благословлены Мипамом Ринпоче. Также у него были несколько бусин из четок его коренных гуру. Ранее Ринпоче носил длинное ожерелье из жемчужин, говоря, что оно хорошо от болезней, но позже он перестал его носить. На руках он носил два кольца из чистого золота, одно с изображением ваджры, другое с колокольчиком, которые никогда не снимал. Также он носил бриллиантовое кольцо, дарованное ему королевой Бутана. Он говорил: "Это самый выдающийся драгоценный камень, поэтому это лучшее украшение. Также он помогает от болезней".
Когда Ринпоче отправлялся куда-нибудь, даже на пару дней, он всегда имел нужду взять с собой, по крайней мере, двадцать или тридцать томов книг, а также ритуальный нож и несколько статуй. В маленькой золотой коробке, которую висела у него на шее, было изображение Манджушри, нарисованное на куске черепа Мипама Ринпоче, а также другие особые реликвии. Позже он также хранил крошечную индийскую бронзовую статую Манджушри, которую Мипам Ринпоче использовал как опору для своей практики садханы. Эта драгоценная статуя недавно была поднесена Ринпоче в Кхаме. Также Ринпоче никогда не стриг свои ногти. По факту, он однажды сказал: "Стрижка ногтей вредит самайям ваджраяны".
Вне зависимости от занятности, Ринпоче каждый день декламировал целый том ежедневных практик. Внутри этого тома было множество фотографий, вверху были изображения его учителей, далее его ученики, благодетели или умершие и просившие у него защиты. Ночью он снова читал обширные обращения к дхармапалам." (c) отрывок из книги "Brilliant Moon - The Autobiography of Dilgo Khyentse", 14 глава "Life of a Carefree Yogi by Orgyen Topgyal Rinpoche"
